Учитель русского языка Курилович И.Б. и учитель белорусского языка Волосач А.Н. поделились своей находкой, которую используют для активизации учебно- познавательной деятельности учащихся на своих предметах.
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания.
Актуальность и важность современного
литературного образования в настоящее время обусловлены не только значением русского
языка и литературы, белорусского языка и литературы как учебных предметов с
точки зрения формирования предметных знаний, умений и навыков, коммуникативных
компетенций, но и, в первую очередь, воспитанием нравственных качеств,
гражданской позиции, чувства личной ответственности у учащихся. У литературы
особая миссия – воспитание души, сплочение людей, формирование национального идеала.
А учитель литературы в школе сегодня – одна из главных фигур, потому что за ним
стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Быков, Короткевич, Шамякин и весь
сонм великих людей отечественной и мировой литературы.
Литература, родной язык, затем история
прежде всего закладывают основу для формирования настоящего гражданина.
Литература – искусство слова, освящённое духовным и нравственным смыслом, и главная
задача учителя - передать этот смысл детям.
Ставя перед собой задачи и решая их в
ходе своей деятельности, учитель надеется получить к моменту выпуска из школы
не только человека, владеющего навыками устной и письменной речи, но также
человека, обладающего высоким вкусом к слову, человека, которого коробит от
убогой речи, от бездарной статьи, от пошлости популярного ток-шоу.
Сегодня ученик получил большие
возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях
жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу страны.
В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не
только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,
культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Настоящий гражданин не может оставаться
в стороне от судеб Родины в переломные исторические моменты. Именно поэтому главной
задачей в педагогической практике является гражданско-патриотическое воспитание
подрастающего поколения.
В.А. Сухомлинский говорил, что
«воспитывать патриота… - это значит наполнить повседневную жизнь подростка
благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек в этом возрасте
познаёт и делает».
На уроках литературы учителя-филологи ежедневно
занимаются духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, проблема которого
особо остро стоит в современном обществе. Ведь мы имеем очень сильное оружие -
это слово, художественная речь, книга. А «книга, по словам
А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет
умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Встречаясь ежедневно с книгой, мы имеет
богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Система работы, которая помогает
учителям литературы выявить знания, умения и навыки детей, научить их творчески
мыслить и углублять полученные знания, включает в себя как применение активных
форм и методов гражданского и патриотического воспитания, так и использование
современных информационно-коммуникационных технологий. Среди них, с нашей точки
зрения, важное место принадлежит буктрейлеру.
Буктрейлер (англ. booktrailer) –
небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге.
Буктрейлеры по книгам открылись
современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не
приходила никому в голову, однако сейчас, используя ИКТ, учащийся может сам
создать видеоролик по книге. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены
картинки, краткость - всё это в итоге выглядит так заманчиво и привлекательно,
что сразу хочется бросить все дела и бежать за книгой.
Работа над созданием буктрейлера
помогает учащимся переосмыслить прочитанное, подобрать материал, написать
сценарий видеоролика, записать текст, подобрать музыку.
Одной из важнейших тем в программах по
русской и белорусской литературе является тема Великой Отечественной войны в
творчестве писателей ХХ века. В старшей школе эта тема рассматривается как в
контексте изучения произведений конкретного писателя, так и обзорно.
Для привлечения внимания учащихся при
создании нашего буктрейлера мы взяли повести В. Быкова «Знак беды» и
«Альпийская баллада».
За повесть «Знак беды», написанную в
1982 году, Василь Быков получил престижную в те времена Ленинскую премию. «Нет
необходимости, - писал критик Ю. Селезнев, - доказывать то, что Василь Быков -
писатель современный. Война для него - в прошлом, но её уроки - живое,
осязаемое, насущное сегодня».
Повесть «Альпийская баллада» была создана в 1964 году. В
своих мемуарах «Долгая дорога
домой» В. Быков утверждал, что придумал сюжет повести на основе
реальной истории: будучи в 1945 году в австрийской части Альп он встретил
бывшую узницу концлагеря из Италии «в полосатой куртке и чёрной юбочке»,
которая искала Ивана: «Понятно, Иванов у нас было много, но ни один из них не
показался ей тем, кого она искала. Мы спросили, какого именно Ивана она ищет.
Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из
Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбежки военного завода она убежала
в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в
горах, голодные, без теплой одежды, перешли горный хребет и однажды в туманное
утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а
что случилось с Иваном, она не знает».
В. Быков
не раз повторял: «Так или иначе в основе всего, написанного мной о войне,
лежит личный опыт».
Таким образом, создание буктрейлеров
как нельзя лучше пробуждает у учащихся интерес к чтению и способствует
гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий