БУКтрейлер

     Учитель русского языка Курилович И.Б. и учитель белорусского языка Волосач А.Н. поделились своей находкой, которую используют для активизации учебно- познавательной деятельности учащихся на своих предметах.

  Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания.

Актуальность и важность современного литературного образования в настоящее время обусловлены не только значением русского языка и литературы, белорусского языка и литературы как учебных предметов с точки зрения формирования предметных знаний, умений и навыков, коммуникативных компетенций, но и, в первую очередь, воспитанием нравственных качеств, гражданской позиции, чувства личной ответственности у учащихся. У литературы особая миссия – воспитание души, сплочение людей, формирование национального идеала. А учитель литературы в школе сегодня – одна из главных фигур, потому что за ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Быков, Короткевич, Шамякин и весь сонм великих людей отечественной и мировой литературы.

Литература, родной язык, затем история прежде всего закладывают основу для формирования настоящего гражданина. Литература – искусство слова, освящённое духовным и нравственным смыслом, и главная задача учителя - передать этот смысл детям.

Ставя перед собой задачи и решая их в ходе своей деятельности, учитель надеется получить к моменту выпуска из школы не только человека, владеющего навыками устной и письменной речи, но также человека, обладающего высоким вкусом к слову, человека, которого коробит от убогой речи, от бездарной статьи, от пошлости популярного ток-шоу.

Сегодня ученик получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу страны. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Настоящий гражданин не может оставаться в стороне от судеб Родины в переломные исторические моменты. Именно поэтому главной задачей в педагогической практике является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В.А. Сухомлинский говорил, что «воспитывать патриота… - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек в этом возрасте познаёт и делает».

На уроках литературы учителя-филологи ежедневно занимаются духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, проблема которого особо остро стоит в современном обществе. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «книга, по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Встречаясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Система работы, которая помогает учителям литературы выявить знания, умения и навыки детей, научить их творчески мыслить и углублять полученные знания, включает в себя как применение активных форм и методов гражданского и патриотического воспитания, так и использование современных информационно-коммуникационных технологий. Среди них, с нашей точки зрения, важное место принадлежит буктрейлеру.

Буктрейлер (англ. booktrailer) – небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге.

         Буктрейлеры по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас, используя ИКТ, учащийся может сам создать видеоролик по книге. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость - всё это в итоге выглядит так заманчиво и привлекательно, что сразу хочется бросить все дела и бежать за книгой.

         Работа над созданием буктрейлера помогает учащимся переосмыслить прочитанное, подобрать материал, написать сценарий видеоролика, записать текст, подобрать музыку.

         Одной из важнейших тем в программах по русской и белорусской литературе является тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей ХХ века. В старшей школе эта тема рассматривается как в контексте изучения произведений конкретного писателя, так и обзорно.

Для привлечения внимания учащихся при создании нашего буктрейлера мы взяли повести В. Быкова «Знак беды» и «Альпийская баллада».

За повесть «Знак беды», написанную в 1982 году, Василь Быков получил престижную в те времена Ленинскую премию. «Нет необходимости, - писал критик Ю. Селезнев, - доказывать то, что Василь Быков - писатель современный. Война для него - в прошлом, но её уроки - живое, осязаемое, насущное сегодня».

Повесть «Альпийская баллада» была создана в 1964 году. В своих мемуарах «Долгая дорога домой» В. Быков утверждал, что придумал сюжет повести на основе реальной истории: будучи в 1945 году в австрийской части Альп он встретил бывшую узницу концлагеря из Италии «в полосатой куртке и чёрной юбочке», которая искала Ивана: «Понятно, Иванов у нас было много, но ни один из них не показался ей тем, кого она искала. Мы спросили, какого именно Ивана она ищет. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбежки военного завода она убежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные, без теплой одежды, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает».

В. Быков не раз повторял: «Так или иначе в основе всего, написанного мной о войне, лежит личный опыт».

Знакомясь с его произведениями на уроках как белорусской, так и русской литературы, учащиеся понимают, что война делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне - это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.

         Таким образом, создание буктрейлеров как нельзя лучше пробуждает у учащихся интерес к чтению и способствует гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий