Учебное проектирование

 Об учебном проектировании
     При организации учебного проектирования педагог перестает быть просто источником знаний, а становится организатором и координатором исследовательской работы. Он поддерживает учеников на каждом этапе работы над проектом, создает творческую среду, стимулирует постоянное личностное развитие.
    Приоритетное условие успеха – мотивированность учащихся, их заинтересованность и понимание важности подобной работы. Учащиеся детально прорабатывают интересующую тему, пробуют себя в разных ролях, что может оказаться полезным при выборе будущей профессии.
    Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов, –  это подход, при котором учащиеся обучаются в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи. Такая деятельность становится учебным проектом, и в результате него учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создать конечный продукт.
    Продуктом может быть что угодно в зависимости от темы проекта, например, план мероприятия, технический чертёж, видеоролик, журнал, выращенный в теплице урожай, дизайн помещения, веб-сайт или мобильное приложение, бизнес-план.
    Суть проектного обучения – в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как в реальной жизни. Однако учебный проект отличается от обычных рабочих проектов тем, что он призван в первую очередь решать образовательные задачи. А значит, он должен быть не только практически значимым, но и помогать учащимся приобретать новые навыки и компетенции, обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, давать им опыт продуктивной деятельности.
    Важно заметить, что создание продукта – это ключевая и необходимая характеристика проектного обучения, отличающая его, например, от проблемно-ориентированного, в котором продукта может и не быть.
    Джон Дьюи исходил из того, что в центре образовательного процесса должен находиться ученик, его интересы и потребности. По мнению педагога, лучший педагогический подход – это «обучение деланием», а сами учебные задания должны быть из мира ученика, помогать ему решать реальные жизненные проблемы. При этом Дьюи уделял большое внимание навыкам сотрудничества, активному участию школьников в жизни социума, развитию у них рефлексии и критического мышления. Эти идеи играют важную роль и в современной реализации метода проектов.
    Обязательное условие создания проекта – существование четких представлений о конечном итоге деятельности, об этапах работы над проектом и способах его реализации.
     Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, находит методы решения задач и так осваивает навыки и компетенции, новые способы взаимодействия в социокультурной среде.
Обучение переходит от теории к практике, теоретические знания соединяются с эмпирическими. Важно, чтобы ребенок воспринимал знания как действительно важные и необходимые.
    В современном мире технология проектного обучения заключается в тезисе «Все, что я познаю, – я знаю, для чего это мне надо, а также где и как я могу эти знания применить».
    Основные принципы метода проектного обучения – диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.
Диалогичность предполагает вступление учащегося в диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта — так раскрываются особенности личности.
Проблемность знаменует начало энергичной мыслительной работы, связанной с необходимостью решения заданной ситуации.
Интегративность определяется наилучшим соединением давно сформировавшихся систем усвоения знаний и правил обучения.
Контекстность подразумевает разработку проектов, близких к жизни учащихся, и осознание их важности для общества.
Цели проектного обучения
Основная цель проектного обучения – научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию.
Кроме основной, у метода проектного обучения есть и другие цели:
создавать мотивацию к обучению;
привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;
совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся;
повышать самооценку детей;
развивать системное, критическое и аналитическое мышление;
учить использовать полученные знания  для  решения, в т.ч. практических жизненных задач.
Эффективность проектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся распределять время и работать с полученными данными, организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.
Структура образовательного процесса
    Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и ученик выполняют определенные действия.
Этап 1. Подготовка
Педагог выбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему.
Затем учитель разделяет тему на подтемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую. Класс самостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределить учеников так, как считает нужным.
Групповые проекты помогают сформировать личностные универсальные учебные действия.
Учитель ищет подходящую литературу и другие источники информации, ставит вопросы, требующие ответа. По желанию учащиеся принимают в этом участие. Учитель или учащиеся принимают решение по поводу оформления результатов работы.
Этап 2. Разработка проекта
Учащиеся активно работают над проектом, а учитель мотивирует, направляет и консультирует по любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.
Этап 3. Оформление итогов
Оформление результатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может быть доклад, макет, презентация и пр.
Этап 4. Презентация
Демонстрация итогов работы над проектом перед учителем, родителями, учениками других классов или школ. Может проходить в игровой форме. Учащиеся рассказывают, какие приемы использовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чему научились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.
Этап 5. Рефлексия
Учитель и учащиеся оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают и ставят оценки.
    Важную роль играет определение параметров оценки. Как правило, критерии оговариваются перед началом работы над проектом, понятны участникам и не превышают 10 пунктов.
    Педагог отмечает, достигнута ли цель проекта, полностью ли раскрыта тема и какова социальная значимость проведенной работы. Также важны доступность изложения, умение учащегося ответить на вопросы по теме и влияние проекта на развитие его личности.

«Классификация проектов»

Классификация

Виды

По содержанию

  Монопредметные. Учитель выстроил программу на базе одной учебной дисциплины

  Межпредметные. В учебном процессе задействовали знания нескольких предметов

  Непредметные. В основе работы – информация, которая не входит в образовательную программу

По главному методу действия

  В игровом формате. Учитель устраивает ролевую игру, которая основана на событии из истории или литературном произведении. Можно сымитировать морское путешествие или раскопки. Обычно нет четкого финала

  Исследование или творчество. Есть четкая цель и понятные этапы. Такой формат обучения схож с научным исследованием. Например, соцопрос на тему, которая вызывает интерес у участников

  Информационные проекты. Их цель – получить практический результат. Они затрагивают вопросы, интересные учащимся. Например, театральная постановка, субботник, разработка справочника

По характеру согласования

  Явное координирование. Педагог активно включен в действие

  Скрытое координирование. Руководитель проекта подсказывает и направляет учащихся

  Текущие проекты. Их реализация проходит в учебное время

  Итоговые – проверка усвоенного материала

По сроку реализации

  Мини-проект. Как правило, на них уходит 2–3 урока

  Средняя длительность. Продолжительность от нескольких уроков до двух недель

  Долговременный – от двух недель до нескольких месяцев. Обычно дети участвуют в таких проектах в свободное время

По количеству обучающихся

  Частный проект. В нем принимает участие один человек

  Групповой – несколько школьников или студентов

  Коллективный – участвуют несколько классов или вся школа

 «Отличительные черты проектного и традиционного обучения» 

Проектное обучение

Традиционное обучение

Есть связь с реальным миром. Все знания можно использовать в жизни

Информация остается в тетрадке и классе. Ее практически нельзя применить на практике

 

Результаты проекта не сконцентрированы в одном месте. Презентация выходит за рамки класса, школы, аудитории

 

Проект показывают на уроке или семинаре, а потом забывают про него

Обучение направлено на развитие активной, творческой личности

 

Главная цель – усвоить материал

Ключевой мотив –  самосовершенствование, уверенность в себе, радость от творчества

 

Способы мотивации – оценка, наказание, соревнование, приказ

Обучение происходит посредством активизации творческого мышления

 

Методы работы – заучивание и повторение

Учитель выступает в роли советчика, консультанта, старшего друга

 

Учитель – всезнающий и всевластный начальник

По итогу обучения ребенок становится творческой личностью, которая сама принимает решения 

 

Знания учащегося соответствуют требованиям стандарта

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий